25 июня 2019

Значение номера в судьбе футболиста


Номера важнее имен

Для одних это символ, который нужно оберегать, а для клубов — возможность упаковать истории в формат красивой сказки.

Хишам Зеруали   Абердин
«Марокканский волшебник» Хишам Зеруали в «Абердине» был «нулем».

В 2000 году итальянский «Наполи» вывел из обращения 10-й номер Диего Марадоны с формулировкой: «Мы верим только в одного бога». В то же время в команде школы Грумо-Невано носится девятилетний Лоренцо Инсинье. Через шесть лет его взяли в академию неаполитанского клуба. Сейчас Инсинье уже 27, он отыграл больше 200 матчей, и к нему город относится с большой любовью. Кажется, вот он, новый идеальный кандидат для «десятки». Однако на спине у игрока уже много лет другие цифры, которые, по всей видимости, останутся с ним до конца карьеры.

«Даже не смею мечтать о «десятке», ведь под ней играл великий Марадона. Этот номер должен быть навсегда закреплен за ним», — считает Инсиньо. Сам Диего Армандо не так категоричен: «Если он забьет больше голов, чем я, пусть берет». Если что нынешнему капитану «Наполи» не хватает 52 забитых мячей.

Первая числовая революция произошла на чемпионате мира 1954 года в Швейцарии, где за каждым игроком закрепили личный номер. Даже сами сборные, к слову, не сразу привыкли к нововведению, произошла запоминающаяся история, ведь в тройку призеров попали ФРГ, Венгрия и Австрия. Спустя четыре года на чемпионате мира в Швеции бразильцы и вовсе забыли отправить список с номерами в ФИФА. В последний момент их спас уругвайский делегат Лоренцо Вилизио, который заполнил документ наугад. Таким образом, вратарь Жил мар получил 3-й номер, а 17-лет-ний и еще никому не известный Пеле «десятку». Дальше были хет-трик в полуфинале, дубль в победном финале и первый триумф Бразилии на чемпионатах мира. С тех пор «десятка» притягательное и магическое число в футболе.

Игроки все больше проникались силой цифр. Из этого стали возникать конфликты, над которыми раньше просто смеялись. На трех чемпионатах мира (1974, 1978 и 1982) футболистов Аргентины нумеровали в алфавитном порядке. Способ привел к комичному: в 1978-м форвард Алонсо сыграл под номером один, а вратарь Фильоль — под пятым. В 1993 году обязательные стартовые 11 позиций отменила Футбольная ассоциация Англии, а годом позднее и ФИФА.

Сейчас номера не так привязаны к позициям, хотя традиции все-таки сохранились. Все из-за легенд, которые их носили. В защите сложно найти особенный номер. Но действительно большим игрокам доставалась «пятерка», которую с гордостью носили Беккенбауэр, Пуйоль, Каннаваро, носят — Хуммельс и Варан.

Седьмой номер занимает особое место в истории «Манчестер Юнайтед». Бест, Робсон, Кантона, Бекхэм, ну и, конечно же, Криштиану Роналдо. «Сперва я попросил 28-й номер, но Алекс Фергюсон сказал: хочу, чтобы ты взял «семерку». Я удивился, потому что знал, какие футболисты носили ее в «Манчестере» до меня», — рассказывал португалец.

В 1999 году шотландский «Абердин» подписал марокканца Зеруали. Фанаты прозвали его «Зеро» и умоляли взять соответствующий номер — игрок согласился. Зеруали отыграл в британском клубе до 2002 года, а через два года трагически расстался с жизнью. После этого «Абердин» вывел его номер из оборота. В 1996 году Иван Саморано перешел в «Интер», где взял «девятку». Спустя два сезона в Милан переехал Роберто Баджо и потребовал десятый номер, который на тот момент был у Роналдо. Бразилец согласился на обмен при одном условии:    ему переходит знамя Саморано. Тот долго сопротивлялся, но все-таки дал добро, хотя окончательно число не отпустил, ведь склеивал плюсиком единицу и восемь. Выглядело находчиво.

Бывает, футболисты берут номера, несопоставимые с их амплуа, что смотрится крайне необычно. Например, в «Арсенале» Галлае играет под цифрой «десять», которая раньше принадлежала легендарному Бергкампу. «Третий номер ему не нравился, и я предложил взглянуть на другие. В конце концов, подумал, что было бы неплохо отдать «десятку» защитнику, потому что форварду будет тяжело носить этот номер после Денниса», рассказывал Арсен Венгер.

Габонец Обамеянг играет под 14-м номером, тем самым отдав должное Тьерри Анри. У лорда Бендтнера, так датского форварда прозвали за его нарциссизм, своя история. Перед одним из сезонов в стане «канониров» он решился на смену номера. Легионер захотел сменить наудачу 26-й номер на 52-й, посчитав, что с двукратным увеличением цифры на спине ему будет везти в два раза больше. Этот трюк не прошел — забивать Никлас больше не стал.

В «Парме» Буффон захотел играть под номером 88, но тут же был замешан в фашизме, пришлось вратарю объясниться: «Я выбрал 88-й номер, потому что он напоминает 4 яйца. Мы в Италии знаем, что такое иметь большие яйца: сила и решительность. И в этом сезоне они мне понадобятся, чтобы попасть в сборную».

Футболисты не скрывают, что номера для них безгранично важны. Это символ, который подчеркивает взгляды, предпочтения и значимые события из жизни. В «Челси» Мората сменил престижную «девятку» на номер 29. Именно в этот день его супруга подарила близнецов в июле 2018 года. Полузащитник «Наполи» Юнес и защитник «Фиорентины» Дикс взяли в сезоне-2018/19 34-ю майку, дабы поддержать марокканского игрока «Аякса» Кури, который в 2017-м впал в кому и пришел в сознание через три недели. В «Баварии» Лизаразю мог взять любой номер, но выбрал 69-й. Почему так? Француз родился в 1969 году, его рост 1,69 метра, вес на момент карьеры 69 килограммов.


Присоединяйтесь к «Откровенно о футболе» в ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей, которые можно обсудить на Форуме.

Метки
Популярное
Популярные в категории "История мирового футбола"