08 января 2013

Ностальгия по фантазисте

Ностальгия по фантазисте

Ситуация, когда бразильский феномен Рональдо вручал аргентинцу Лионелю Месси третий в карьере аргентинца «Золотой мяч» является показательной. Почему бразильские фантазисты стали редкостью и что может вернуть сборную во времена великолепных «селесао» образца 1970?

21 июня 1970 года навсегда вошло в историю футбола как образцовое представление одной из команд.

На чемпионате мира в Мексике Бразилия предстала перед публикой командой легкой и вдохновенной, безупречной во всех проявлениях. «Селесао» одержали верх над всеми своими соперниками во всех поединках турнира, и каждый раз это был спектакль: Чехословакия была повержена со счетом 4:1, Англия — 1:0, Румыния — 3:2, Перу — 4:2, Уругвай — 3:1, и едва ли не самой красивой игрой стал финал, в котором команда Загало 21 июня разгромила сборную Италии со счетом 4:1. Потрясающая легкость в обращении с мячом, артистизм напополам с легкомыслием, хитроумие и едва уловимый налет небрежности. Этот футбол дорогого стоил, о нем и через сорок лет болельщики вспоминают с благоговением и восторгом. Именно Бразилия образца 1970 года стала для многих эталоном красивой игры.

Через 24 года «селесао» победили на чемпионате мира в США, затем на полях Японии и Кореи, но это уже была другая, более прагматичная Бразилия, выросшая на полях Старого Света. Даже лавры победителя не могли уберечь от критики тренеров национальной сборной. За «оборонительный» футбол в свое время досталось и Карлосу Альберто Паррейре и Луису Сколари (не говоря уже о Дунге).

«Мы не придерживались принципа «оборона прежде всего». Многие в Бразилии этого так и не поняли. Наша игра была не оборонительной, а хорошо организованной», — скажет позже Паррейра, но его слова будут услышаны лишь единицами. И в этом нет ничего удивительного. Прочный каскад ностальгических воспоминаний о чудесах Бразилии времен Пеле, Ривелино, Жаирзиньо и Тостао не пошатнуть разговорами о необходимости играть в «хорошо организованный» прагматичный футбол. Нигде в мире футболу не отдаются столь самозабвенно и вдохновенно, как в Бразилии.

В любом баре, кафе, на улице, пляже или в переполненном автобусе вы непременно услышите дебаты о футболе. И всякий раз, сколько бы ни спорили участники подобных дискуссий о неповторимом дриблинге Роналдо, могучем ударе Ривалдо, волшебстве Роналдиньо или чудачествах Неймара, рано или поздно среди них обязательно подаст голос седеющий скептик, который в разгар спора вдруг громко вздохнет и ржавым голосом возразит: «Роналдо, Ривалдо, Роналдиньо, Неймар — это все хорошо, умеют ребята играть в футбол, но где остальные? Лет тридцать назад в каждой команде было по несколько таких Неймаров». Романтический футбол остался где-то в 70-х, уступив место прагматике необходимого результата над зрелищем.

Еще десять лет назад бразильские фантазисты и форварды атаковали список претендентов на «Золотой мяч». Последним бразильцем, завоевавшим его, был Кака, который по инерции еще один раз поднялся на пьедестал, а потом... Бразилия перестала претендовать на право обладания трофеем лучшему игроку мира. Точнее сказать, в этом списке все меньше стало появляться бразильских «десяток» и «девяток». Да и сам факт, что аргентинский чудо-мальчик Лионель Месси получил приз из рук бразильского феномена Рональдо, говорит сам за себя.

Впрочем, номинация на «Золотой мяч» — это не только футбол. Мы часто можем наблюдать совершенно неожиданные фамилии в списке претендентов на награду. И практически всегда это футболисты, играющие в Европе. ФИФА не видит ничего, кроме Старого Света. Им нужен игрок-бренд, чье имя привлекает миллионы и миллионы людей по всему миру, и как следствие — их кошельки.

Сегодня такими брендами являются Месси и Криштиану Роналду. Но еще совсем недавно, в 90-е, все было иначе.

Метки
Популярное
Популярные в категории "Сборная Бразилии"