21 января 2020

Большинство клубов РПЛ проголосовали за увеличение числа участников чемпионата до 18 команд


Чемпионат России 2019/2020. Премьер-лига

Необходимость или все-таки популизм?

Большинство клубов РПЛ проголосовали за увеличение числа участников чемпионата до 18 команд. Эту инициативу еще должен утвердить Российский футбольный союз.

Против расширения РПЛ проголосовали только два клуба, но зато самые популярные — «Спартак» и «Зенит».Против расширения РПЛ проголосовали только два клуба, но зато самые популярные — «Спартак» и «Зенит».

Все переходы игроков клубов РПЛ в зимнее межсезонье 2020 года. Даты сборов

В четверг 16 января нынешнего руководителя российской Премьер-лиги Сергея Прядкина переизбрали на новый срок, но отнюдь не это событие дало главные инфоповоды для многочисленных публикаций в СМИ.

На общем собрании клубов РПЛ 14 из 16 участников лиги проголосовали за расширение элитного дивизиона до 18 клубов.

Идея эта не нова. В мае прошлого года с этой инициативой выступил президент ЦСКА Евгений Гинер. На голосовании против оказался один только московский «Спартак», однако дальше разговоров тогда дело не пошло. И вот — второй раунд. Теперь 14 клубов выступают «за», и лишь двое — «против». К «Спартаку» присоединился «Зенит».

Далее инициатива будет направлена на рассмотрение в Российский футбольный союз, исполком которого уполномочен принять окончательное решение.

«Была поставлена задача увеличить интенсивность чемпионата, — заявил Прядкин.— Клубы проголосовали за то, чтобы команд было больше. Рассмотрели кучу вариантов: плей-офф, группы. Все выступили за гладкий чемпионат, но с расширением. Клубы поддержали увеличение числа команд до 18». Любопытно, что ранее Прядкин высказывался против увеличения количество участников чемпионата, а летом заявлял, что если и расширять РПЛ, то только после чемпионата мира 2022 года в Катаре.

Сторонники считают, что увеличение количество команд и матчей пойдет только на пользу, поскольку в данный момент в элите не представлены все города и стадионы, где в 2018-м проводили чемпионат мира. Логика проста: больше матчей — выше доходы. Вдобавок президент «Урала» Григорий Иванов считает, что расширение сделает футбол в РПЛ более открытым.

«В стране много городов не охвачено футболом, а ведь у нас же есть хорошие стадионы, — заявил Иванов в интервью Чемпионат-соm — Не надо делать так, чтобы они стояли, как это происходит в ЮАР. У нас всего 16 команд, и каждая четвертая висит на волоске: вылетит — не вылетит. Каждое очко на вес золота, никто не хочет играть в открытый и красивый футбол, потому что за каждое очко бьются, а не играют в футбол. Если смотреть чемпионаты ведущих европейских лиг, то там именно играют в футбол, а мы умираем за очки, чтобы остаться.

Что касается финансов, если у команды есть 400-500 миллионов, то этих денег хватит для того, чтобы играть. Не надо зарплаты повышать и говорить, что им нужен миллиард. Вот вам пример «Тамбова» — они играют на свои деньги!

Если они вышли в РПЛ, то они стали лучше играть в два раза? Нет, не стали. Так почему, если они вышли в РПЛ, то им должны повышать зарплату в два-три раза? Пускай играют за ту же зарплату. Позовут в другой клуб, например, там будет другая зарплата. Не удалось остаться в РПЛ - ничего страшного, пускай молодежь дальше развивается. 18 команд в РПЛ — это нормально. Понятно, что не все богатые, есть кто-то победней. Это тоже нормально».

А вот позиция Леонида Федуна владельца «Спартака», клуба, который последовательно противится идее расширения.

«Знаете, что лига провела исследование, выявив наиболее правильные меры по увеличению доходов клубов, — заявил Федун, давая комментарий «РИА Новости». — Самым плохим результатом было увеличение до 18 команд. Поскольку в этом случае количество игр с низким доходом увеличивается на четыре, а не сокращается. Никакого экономического смысла, кроме негативного, в этом решении нет.

У руководителей многих команд появится возможность «торговать» играми. Появится рынок продавцов и покупателей игр. К сожалению, как мы это наблюдали 10-15 лет назад. Мое отношение крайне негативное. Можно было ввести плей-офф, как это работает во многих чемпионатах. Привлекательность таких игр дала бы клубам возможность генерировать новые доходы. Только несколько клубов зависят от доходов и являются частными, остальным это не интересно».

У «Зенита» и его президента Александра Медведева своя логика. Увеличивать число команд и матчей нужно, однако предлагаемая схема плоха, поскольку приведет к падению доходов.

«Мы не стали поддерживать не эту инициативу, а ее формат, — сказал Медведев. — Предлагаемая схема может привести к падению доходов и росту расходов. Самое главное — предлагают ввести это со следующего сезона. Но это может означать, что из ФНЛ в РПЛ может прийти шесть команд. А если отказываться от стыковых матчей и вылета напрямую, то потеряется интегральный принцип спортивности. А шести клубов из ФНЛ, которые обладают всем необходимым для РПЛ, по осени мы не наберем.

Пока это лишь предложение РПЛ, решать все будет РФС. Мы в свое время поддерживали вариант, где доходы могли вырасти. Это потребовало бы перехода на систему с плей-офф. Это есть в ряде европейских чемпионатов. Но если говорить о традиционном подходе, то как формировать такую лигу? А некоторым командам из ФНЛ могут подсказать: «А вы и не пытайтесь выходить в РПЛ». Это тоже подрывает спортивный принцип. Но, с другой стороны, инфраструктура после чемпионата мира у нас хорошая, а команд в РПЛ для этих стадионов нет.

Дискуссия еще не закончена. Идея в целом хорошая, но проект ее реализации страдает серьезными недостатками. Мы были бы готовы поддержать идею перехода на 18 команд через сезон, если бы для этого было достаточно аргументов. Нас поддержал только «Спартак»? Кто под угрозой вылета — тот и будет голосовать за расширение».

Решать в любом случае РФС. Что любопытно, генеральный секретарь союза Александр Алаев высказывается довольно осторожно: «Работа по возможному изменению формата Премьер-лиги идет давно, и мы с лигой обсуждали много разных вариантов. Они должны учитывать наши задачи: увеличение количества матчей и повышение интенсивности футбола. Мы понимаем, что для большинства клубов Премьер-лиги, за исключением регулярно играющих в групповых этапах Лиги чемпионов и Лиги Европы, весь сезон состоит из 31-32 игр. Этого слишком мало, чтобы быть конкурентоспособными: все клубы из ведущих европейских лиг проводят гораздо большее количество матчей.

Если говорить об интенсивности, то мы видим, что большинство матчей Премьер-лиги уступает по интенсивности играм в европейских чемпионатах. Вряд ли кто-то из коллег будет с этим спорить. Именно по этим двум причинам обсуждалась реформа лиги. Но я не уверен, что простое арифметическое увеличение количества команд и соответственно игр в чемпионате решит эти проблемы.

Нужно понимать, что для игры 18 команд в РПЛ с адекватной ротацией мы должны иметь хотя бы 25 клубов, которые соответствуют по инфраструктурным и финансовым критериям уровню Премьер-лиги. На данный момент экономической базы для такой реформы у нас нет».

А вот почетный президент РФС Вячеслав Колосков себя не сдерживает и называет идею расширения лиги популистской. «В данный момент решение о расширении лиги выглядит как популистское, — говорит Колосков. — Сам я за расширение, однако нужно учесть много факторов, к которым мы пока не готовы.

Первое — нужно построить десяток стадионов с закрытой крышей, как в Питере, но только поменьше. А то мы в марте месяце играем в лужах, а не на поле, как в свое время было в Самаре, например. Создавайте условия и играйте хоть в 20 команд — какие разговоры? Но у нас нет таких условий для футбола, только для водного поло!

Второе — у нас не хватает квалифицированных качественных игроков даже на 16 команд. Посмотрите, какой посредственный уровень у многих футболистов. И сейчас добавим еще две команды таких же посредственных игроков. И что это нам даст? Мы не приблизимся к европейскому футболу.

Третье — у нас стабильное финансирование только у пяти команд. Остальные собирают с мира по нитке. Где мы возьмем деньги на другие клубы?

Поэтому, я считаю, мы пока ни финансово, ни организационно, ни по мастерству футболистов не готовы к расширению лиги».

В первом чемпионате России в 1992 году принимали участие 20 клубов, разделенных на первом этапе на две группы. В следующем году высшую лигу сократили до 18 команд, а в 1994-м — до 16-ти. Далее к формату с 18 участниками вернулись в 1996 году, но начиная с 1998-го число команд элитного дивизиона опять сократили до 16. С тех пор этот формат не менялся.

Контрольные матчи клубов РПЛ в зимнее межсезонье 2020 года


Присоединяйтесь к «Откровенно о футболе» в ВКонтакте, Одноклассниках. Обсуждайте последние новости на Форуме.

Популярные в категории "Двадцать восьмой чемпионат России"