Игровой подход к тренировке
Игра — это сфера свободных действий и свободных решений в рамках общих задач и целей.
Прогрессивное развитие футбола постоянно требует свободных конструктивных решений, осмысленной игры с пониманием ответственности, с импровизацией и выдумкой.
Игра в обороне, кроме того, требует рационализма и полной отдачи сил в единоборстве. Нападающим становится все труднее. Им приходится освобождаться от усиленной опеки соперников, интенсивно бороться за мяч, пробиваться с ним к воротам и, несмотря на жесткую игру защитников, забивать мячи.
От каждого игрока требуется игра более разносторонняя и более интенсивная. Возрастают напряжения, игра требует постоянного внимания, предельной собранности, быстрой реакции, планомерных действий с полной отдачей сил. Спортсмен действует в обстановке постоянного напряжения.
«Владение мячом в любой игровой ситуации», как порой определяется понятие «техника», все более зависит от ситуации. Это не просто комплекс движений; в игре — это и внимание, и напряжение.
Успех зависит от способности футболиста осмыслить весь объем игровой информации, найти свое место в игровой обстановке и принять оптимальное тактическое решение. Таким образом, техника — не что иное, как умение распорядиться мячом в зависимости от игровой ситуации.
Задачами и целями тренировочной работы являются подготовка футболистов к участию в соревнованиях, выработка у них способностей успешно действовать в самой различной игровой обстановке, не терять мяч даже в самых сложных условиях. Ясно, что путь к этому один —через многочисленное повторение возможных игровых ситуаций, в процессе которых игрок отрабатывает и закрепляет те или иные элементы игры с мячом.
Отработка основных технических приемов происходит в форме разыгрывания подлинных игровых ситуаций.
Игровая ситуация вызывает необходимость тех или иных действий, причем спортсмен сам решает вопрос о частностях, например бить по мячу внутренней или внешней стороной стопы. В игре нет стереотипов, шаблонных положений, спортсмен сам должен решать ту или иную тактическую задачу. Одному игроку нравится в данной конкретной ситуации бить по мячу внутренней стороной стопы, а другому — внешней.
Это основное понимание игры и действий футболиста находит свое отражение в приближении тренировок к условиям соревнований. Молодые футболисты втягиваются в игру при отработке технических приемов, а не посредством оторванных от игры неких искусственно сконструированных тренировочных шаблонов.
Изолированные, формальные упражнения недостаточно комплексны, они не учат играть «между строчками учебника», не развивают игровую фантазию и не вырабатывают реакцию на изменяющуюся игровую ситуацию. Если цель тренировки непосредственно связана с игрой, то занимающиеся постигают замыслы тренера быстрее и лучше.
Взять, например, такой элемент, как остановка мяча. Здесь речь идет, собственно, не просто об определенном техническом приеме, а о последовательном и непрерывном процессе, который ни в коем случае не должен замедляться. Прием и обработка мяча выполняются в рамках взаимодействия с партнерами, конечная цель которого — нанести удар по воротам соперника. Приняв мяч, игрок тут же начинает дриблинг или делает передачу.
Отрабатывая удар подъемом, нужно представлять себе случаи, когда применяется этот прием: удар но воротам, передача с фланга в центр или дальняя передача. Удар головой мы также отрабатываем с учетом различных его форм — удары по воротам, прием передачи с края, комбинация, в результате которой следует удар по воротам.
Отработка того или иного технического приема не должна ограничиваться собственно техническими задачами; перед занимающимися должны ставиться конечные задачи применения технического приема, в том числе удар по воротам. Постоянная нацеленность на ворота характерна для действий нападающих.
Такая методика, когда отработка технических приемов непосредственно увязывается с игровыми задачами, с ударами по воротам, повышает заинтересованность занимающихся, быстрее и с меньшей затратой времени приводит к успеху. Игровая форма тренировок дает возможность занимающимся почувствовать себя в игре, она отвечает ожиданиям и стремлениям молодых футболистов. Изучение материала становится более попятным и наглядным.